Интернет молод и активно растет. Электронная информация пока еще путешествует вдоль медных проводов, оставшихся от промышленной революции, но эпоха информации уже почти достигла зрелости. Волоконно-оптические кабели выползают в неожиданных местах.
Пиратство и хаос, через которые мы сейчас проходим, доставляют неприятные переживания
На протяжении нескольких тяжёлых лет ситуация только ухудшалась. Но достаточно скоро лейблы, студии и все другие параноидальные владельцы медиаресурсов перестанут вести себя как вздорные подростки. Пришло время ответить пиратству реальными, проверенными решениями, которые поддержат потребители. Пришло время вырасти индустрии развлечений.
АКТ I: УСТАНОВКА
Нынешняя система катится к черту. Головы засунуты глубоко в песок.
Несколько месяцев назад писатель и профессор New York University Clay Shirky сказал мне, что по его мнению, DRM была «ностальгической» идеей. «Ностальгический» – это лучшее прилагательное, которое я слышал, чтобы описать, как большинство развлекательных компаний контролирует свой контент в цифровую эру. Большие медиакомпании смотрят сквозь розовые очки, в то время как потребители видят красный цвет. Пока пиратство – это самый простой путь для людей получить тот контент, который им хочется, в том виде, какой им хочется, что-то будет оставаться очень, очень неправильным.
С моральной точки зрения в большинстве случаев оправдания воровству нет. Но также нет его в том, чтобы преследовать пиратство и устанавливать драконовские законы в защиту старомодных, рассыпающихся бизнес-моделей. Аудио- и видеопиратство процветает, так как за последние десять лет рынок абсолютно не обеспечивал широкого спектра необходимых законных решений. Если так будет продолжаться, в то время как пропускная способность каналов и скорость закачки будут расти, то развлекательная индустрия обратится в руины. Многие считают, что это должно произойти, чтобы сформировалась новая бизнес-модель. Я думаю, что тем, кто сейчас у власти, нужно просто подрасти и противостоять сложившейся ситуации.
До сих пор поиск новых источников дохода большими фирмами и студиями давал только один результат, казавшийся им подходящим: юридический отдел. Использовать легальную музыку в подкастах, на сайтах, в ремиксах или, например, в публичных выступлениях невероятно трудно и дорого для обычного потребителя. Но если вы решите использовать музыку нелегально, вполне вероятно, что большая толпа юристов явится к вам, словно стая разъярённых обезьян. Вместо поиска нормальных решений фирмы, кажется, делают все, чтобы усугубить проблему.
Попытки существующего законодательства предоставить легальные возможности для потребления музыки и фильмов онлайн, направленные на то, чтобы как-то помешать пиратству превратить всю развлекательную индустрию в гигантскую неорганизованную толкучку, подобны попыткам остановить глобальное потепление одной лишь переработкой пластиковых бутылок.
Проблема в том, что индустрия развлечений не видит в гигантской неорганизованной толкучке того, чем она является на самом деле: отличного способа заработать кучу денег.
АКТ II: ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Лицензии заменяют продажи. Фирмы принимают действительность или умирают.
Продажи CD быстро падают (появление Mac Book Air без CD/DVD-привода, возможно, было последним похоронным колоколом), и юридический отдел, безусловно, не является долгосрочным и жизнеспособным источников доходов. Более эффективный путь получить прибыль от онлайнового потребления музыки (и других продуктов с нулевой начальной стоимостью) – думать о прибыли на основе лицензий, а не на основе продаж.
Это уже начало происходить. Сделки, похожие на «Comes With Music», заключенную в прошлом месяце между Universal и Nokia, можно охарактеризовать словами «один шаг вперед, два назад», но мы как минимум знаем, что движемся в правильном направлении. Обнадеживает тот факт, что все основные фирмы начали работать с законными файлообменными моделями, подобными iMeem.
Мы медленно движемся к общей добровольной лицензии на музыку, когда потребители выбирают, платить или нет, и это – отличное решение. Так должно быть во всем мире. Границы государств больше не препятствие для этого вида информации, утверждать обратное – такая же ностальгия, как и DRM.
Организации подобные ASCAP или BMI могут взять на себя эту обязанность. В системе не должно быть поборов; никаких ограничений на сумму, которую может заработать артист или фирма; новшества не должны душиться на корню. Bennet Lincoff написал свои мысли по этому поводу, которые, как я надеюсь, и являются решением. Организация EFF также поддержала решение, которое было описано в 2004:
«Концепция проста: музыкальная индустрия формирует сообщество, которое затем предлагает любителям свободного обмена музыкой возможность легально обмениваться ей за умеренную регулярную плату, скажем, $5 в месяц. Пока эти люди платят, они могут продолжать делать то, что будут делать в любом случае, – меняться музыкой, которую они любят, пользуясь для этого любым программным обеспечением, которое им нравится, на платформе, которую они предпочитают – не боясь, что они нарушают закон. Полученные деньги делятся между правообладателями, основываясь на популярности их музыки.
Взамен любители обмена музыкальными файлами вольны загружать все, что им нравится, используя любые программы, работающие лучше других. Чем больше людей участвуют в обмене, тем больше денег идет правообладателям. Чем сильнее конкуренция программ для обмена данными, тем быстрее появляются инновации и улучшения. Чем больше людям дано свободы выложить то, что им нравится, тем шире каталог.
В соответствии с такой схемой Интернет будет похож на радио. EFF высказалась следующим образом: «Авторы песен смотрят на радио точно так же, как музыкальная индустрия смотрит на пользователей KaZaA – как на пиратов. После попыток судиться с радио музыканты были вынуждены сформировать ASCAP (а позже BMI и SESAC). Радиостанции, заинтересованные в вещании музыки, повысили вознаграждения и получили разрешение передавать музыку, которую собирались, на том оборудовании, которое лучше работает».
В текущем состоянии пиратство подрывает возможности правообладателей легально лицензировать музыку в нескольких медиакомпаниях, которые могут это себе позволить. Нам нужна модель распространения, при которой несколько пиратов не смогут помешать правообладателю лицензировать музыку у многих соблюдающих закон вещателей, желающих ее использовать.
Разумеется, хорошие деньги можно заработать на том, чтобы сделать очень трудным приобретение лицензии на музыку и дать все привилегии ограниченному кругу людей. Но ещё большие деньги можно заработать, сделав очень простым лицензирование музыки понемногу, но большему количеству людей.
Это будет не просто разрешением частным лицам законно распространять песни – это создаст возможность для начала продаж музыки многими сайтами, что, безусловно, хорошо. Развлекательная индустрия даст понять, что предпочтительнее не быть привязанным к крохотным музыкальным складам типа iTunes, у которых нет конкурентов (что в итоге очень плохо для любого потребителя). Это монументальная задача, но ее решение может создать рабочие места, изобилие ресурсов и, вероятно, множество возможностей, которых мы еще пока не видим.
АКТ III: РЕШЕНИЕ
Развивается жизнеспособная индустрия развлечений. Появляются новые схемы получения дохода.
Правда состоит в том, что нам все еще нужен посредник в шоу-бизнесе. Они перестали выполнять свою работу должным образом – мы решили не платить им. Если индустрия поймёт мысли миллионов людей, которые пользуются их продукцией всё последнее десятилетие, то у потребителей исчезнут причины защищать пиратство. Поднимутся доходы артистов. Будет больше коммерческих возможностей для распространения большого ассортимента контента. Увеличится количество произведений. Индустрия развлечений расширится и возрастет число источников дохода, принося больше денег, чем сейчас. После того как выгода от распространения контента на свободной основе будет повсеместно понята, наше определение честного использования, вероятно, изменится к лучшему, а это означает, что будет одновременно создано множество новых некоммерческих инициативных проектов. Я думаю, что это определение будет чем-то схоже с определением Тима Ву (Tim Wu): «Настало время признать более простой принцип честного использования: им является работа, которая добавляет ценности оригиналу, в противоположность его замене. С моей точки зрения эти принципы находятся уже за границами обычных».
Противостояние реальности, в которой действуют традиционные правила и в которой новое создаётся потребителями (люди, которые на самом деле создают правила), – единственное долгосрочное решение пиратской дилеммы для представителей индустрии развлечений. В данном случае это единственный путь для индустрии, который остановит пиратство. Это правильный поступок, который заставит остальных тоже поступить правильно. Когда индустрия решит вырасти в своих взглядах на распространение файлов, у остальных не будет другого выбора, кроме как сделать то же самое.
Перевод осуществлен arestov’ым и nForce.
Перевод никогда не принял бы вменяемый вид без sunnyfox.
Огромное спасибо им, работать в команде было очень приятно.
перевод: nForce