Михалков обложил запись DVD авторскими сборами. Никите Михалкову разрешили брать мзду за продажу чистых CD и DVD

Москва, Апрель 29 (Новый Регион, Алексей Усов) – Федеральная таможенная служба подтвердила полномочия Российского общества по смежным правам (РОСП) по сбору авторских вознаграждений с производителей и импортеров аудио- и видеотехники и чистых носителей. Теперь новая организация РАО и Никиты Михалкова получила возможность взимать мзду за копирование информации в личных целях. Если взимать хотя бы по 0,5% от стоимости чистых «болванок», выпускающихся и импортируемых в Россию, годовые сборы могут превысить 1-3 млрд рублей, подсчитал «Коммерсант». Следующим шагом станет превентивное задержание за мужские половые признаки, ведь с их помощью можно совершить преступление, – уверены блоггеры.

Никита Михалков добивался права получать процент за изготовление и продажу «чистых» CD и DVD. Он также является одним из наиболее последовательных противников законодательных инициатив, которые могли бы утвердить свободу распространения информации. В частности, этой весной государственный режиссер, вместе с гендиректором «Первого канала» Константином Эрнстом и другими главами культурных объединений обратились с письмом к президенту, в котором потребовали не допустить принятия Госдумой закона, позволяющего библиотекам свободно оцифровывать и и размещать в интернете книги, а также аннулирующем авторские сборы за все советские книги и кинофильмы.

Законопроект, торпедированный в марте усилиями Никиты Михалкова и других деятелей, предлагал ввести в Гражданский кодекс понятие «свободная безотзывная лицензия» и позволил бы всем желающим бесплатно распространять те или иные произведения. Инициаторами его являлись более 30 человек, том числе президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и гендиректор Российской государственной библиотеки (РГБ) Александр Вислый.

Возможность взимать вознаграждение по авторским и смежным правам предусмотрена четвертой частью Гражданского кодекса (ГК), вступившей в силу 1 января 2008 года. По ГК, сборами могут заниматься некоммерческие организации, получившие государственную аккредитацию. Но пока ни одна организация не получила такую аккредитацию в сфере осуществления прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за копирование в личных целях. Проведение аккредитации станет возможно только после принятия правительственного постановления с перечнем техники и порядком сбора средств (разработать его еще в 2007 году было поручено Минкультуры). Выплачивать вознаграждение за личное копирование должны импортеры и производители записывающей аудио-, видеотехники и чистых дисков, а объем его при ставке 0,5%, по экспертным оценкам, может составлять 1-3 млрд рублей в год.

РОСП считает себя организацией, уже сейчас уполномоченной на сбор этих средств, так как 20 сентября 2005 года заключило на срок до 31 декабря 2010 года соответствующее генеральное соглашение с организациями, управляющими правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей, в том числе с РАО. По соглашению РОСП обязуется направлять 40% собранного вознаграждения в пользу РАО, чтобы авторское общество самостоятельно могло перераспределять его среди обладателей авторских прав. Еще около 60% (за вычетом вознаграждения РОСПу) поровну делятся между исполнителями и изготовителями фонограмм.

Тем временем, в Российском союзе правообладателей (РСП) заметили на инициативу РОСП Михалкова: «Попытки сбора вознаграждения, предпринимаемые некоторыми недобросовестными обществами до момента государственной аккредитации, являются незаконными».

Успеху Михалкова возмутилась другая организация, претендующая на сбор средств в пользу правообладателей – Российское авторское общество (РАО). В 2005 году оно делегировало полномочия, позволяющие, теоретически, взимать отчисления за чистые «болванки» РОСПу, теперь, когда новая организация собирается взыскивать эти отчисления самостоятельно, РАО собирается опротестовать действия коллег-копирайтеров. Напомним, эта организация успела ославиться взиманием налога с Deep Purple за исполнение ими собственных песен, требованием платы с ветеранского хора в Поволжье – за песни советских композиторов и штрафами с уральских кинотеатров, которые, заключив договоры с кинопрокатчиками, почему-то не выплачивали отчислений РАО за песни из саундтреков к фильмам.

(источник)