Что спросить работодателя на собеседовании, чтобы не попасть в болото

Большинство работодателей на собеседовании дадут вам возможность задать любые вопросы. Это отличный шанс определить, хорош ли работодатель и стоит ли на него работать. Одной из смертельных болезней для коллектива является имитация бурной деятельности (далее ИБД). Она возникает там, где руководство заключается не в координировании работ, а заменено формальным контролем, где коллектив топчется на месте, десятками лет не получая новых задач, где нет места вашему стремлению к новым технологиям, где вы не научитесь ничему новому. Интрига усиливается тем обстоятельством, что имитатор никогда не признается, что он лишь имитирует работу. Наоборот, он будет напускать на себя и свою деятельность важность. Лишь когда вы поваритесь в коллективе годик, вы поймёте, что не надо было сюда идти, что вы просто теряете время. Но есть несколько простых признаков, по которым можно легко вычислить болезнь. О них эта заметка.

Отмазка

Конечно, выводы нельзя делать по одному-двум признакам. Задуматься стоит только если все признаки присутствуют. Кроме того, не стоит отталкиваться от абсолютных значений, лучше используйте эти признаки для сравнения двух работ (например, текущей и предлагаемой).

И ещё одна важная оговорка. Сама форма публикации (статья) предполагает компактность изложения. Отсюда некоторая категоричность высказываний. Конечно, по всем пунктам есть множество оговорок, выходящих за рамки жанра; я полагаю, что какие-то из них читатель додумает сам, другие — появятся в комментариях.

Осторожно. Статья может вызывать побочные действия:

  • вам может захотеться уволиться
  • вам может захотеться увольнять
  • вам может захотеться люто минусовать 🙂

Чуть-чуть о природе явления

Имитатор отличается от обычного работника тремя заметными свойствами:

  • Он всячески показывает, что выполняет важную и нужную работу, и работает много.
  • Он уходит от конкретики; из его многословных рассказов вы никогда не поймёте, что он делает.
  • Так как он на самом деле ничего не делает, он не очень-то устает на работе.

Кроме того ИБД не поражает одного человека в коллективе. Так как это явление связно не с индивидуальными особенностями человека, а с характером управления коллективом и политикой компании.

И последние. Имитатор может даже не подозревать, что он имитатор. Просто он работает в коллективе, согласно традициям и устоям. Просто он выполняет ту работу, которая у него есть; и готовит ту отчётность, которая от него требуется. При безграмотном руководстве люди становятся имитаторами, не желая того. Если вы чувствуете, что становитесь имитатором, знайте — ваш рост прекратился, ваша ценность на рынке труда пошла вниз, и вам хорошо бы что-то предпринять. Займитесь делом. Смените работу, или работайте на себя.

Итак, вопросы, которые полезно задать работодателю, чтобы понять, есть ли у коллектива реальная работа

Матерятся ли в вашем коллективе? (анекдоты не в счёт; имеются в виду рабочие моменты)

Матом невозможно предать мысль типа: «Для хранения каналов лучше использовать красно-чёрное дерево, тогда цена доступа к каналу будет O(ln(N))». Ещё меньше мата нужно для программирования этой идеи. (Напротив, если вы программируете без чёткого понимания, что же вы делаете, то мат можно источать тоннами.)

Если же сотрудник хочет показать, как он болеет за дело, как он выкладывается, но при этом сказать ему нечего, то тут в дело идёт вся мощь великого и могучего. При этом по делу не говорится ничего. Пустые показные эмоции.

Вообще, красноречие часто свидетельствует об отсутствии конструктивных мыслей. Если у речи нет содержания, то ей стараются придать изысканную форму.

upd: почему-то многие читатели уверены, что общение матом не менее эффективно, чем — без мата. Предлагаю им пару простых экспериментов: замените все в этой статье существительные на известное слово; вставьте через слово известные слова. Статья станет от этого понятней?

Во сколько у вас принято уходить с работы?

Очевидно, что коллектив работает эффективно, если он максимально слажен. Если одна часть сотрудников работает с 9 до 18, а вторая с 15 до 24, то слаженной такую работу не назовешь.

Имитаторы всегда уходят с работы поздно. Ведь, (логика имитатора) чем позднее человек засиживается, тем больше он работает. Кроме того, после восьми имитатор может смело ничего не делать, — никто этого уже не увидит, зато завтра можно будет с гордостью сказать: «Я вчера ушёл за полночь!»

Во сколько у вас принято приходить на работу?

Конечно, бывает, что на работе аврал. Тогда коллектив идёт на крайние меры, люди выкладываются по полной и, действительно, работают круглые сутки. Но такой режим работы не может продолжаться долго.

Если же речь идёт не о работе, а об имитации, то она продолжается годами. Не возможно годами приходить вовремя и уходить поздно. Имитатор приходит на работу не раньше обеда.

(Изредка встречаются неимитаторы-совы, они начинают работать, как только встают с постели, делают половину работы дома, и лишь потом приезжают на работу. Их легко отличить от имитаторов, — они уходят с работы, особо не засиживаясь; см. предыдущий пункт)

Принято ли у вас вовремя расходовать отпуска?

Не ходить в отпуска — ещё одна черта имитатора. Он такой ценный сотрудник, что просто не может оставить дела! Он незаменим! Кроме того, время, проведённое на работе, его совсем не утомляет и он не испытывает острой необходимости в отдыхе.

В здоровом коллективе люди способны подменить друг друга (подробнее см. предпоследний пункт); а если у человека действительно много напряжённой работы, то он не будет откладывать отпуск.

upd: Бывают случаи, когда человек действительно незаменим. Но(!) Во-первых, это относится не к рядовым web-дизайнерам, а к главным бухгалтерам, высшим руководителям и прочим подобным персонам. А во-вторых, эти люди всё равно ходят в отпуск 🙂 Да они не расстаются с ноутбуком и мобилой, а день начинают с чтения «Ведомостей», но в отпуск они ходят.

Принято ли у вас обедать в столовой?

В большинстве организаций есть столовые или договорённости с ближайшим кафе. Питание сотрудников как-нибудь да организовано. Но имитатор настолько загружен работой, что либо не ест вообще (ест, конечно, но после окончания рабочего дня), либо принимает пищу на рабочем месте.

Приняты ли у вас обсуждения новых технологий? Планов развития проектов?

Если работа идёт, то в ней всегда есть что улучшить. Управление сборкой, конфигами, версиями; переход на новые библиотеки и версии ПО; переработка критичных участков кода и кода, написанного в авральном режиме… Даже если всё работает идеально, появляются новые сотрудники, которых надо вводить в курс дел; появляются новые требования… В здоровом коллективе, где сотрудники заняты поиском решения проблем, всегда есть что обсудить и чем поделиться.

Но имитатор всегда против подобных обсуждений. Во-первых, ему особо нечего рассказать. Во-вторых, окружающие могут освоить его участок работ и он потеряет всю свою незаменимость. Тогда ему придётся создавать новый участок работ, а это не входит в планы имитатора. Ну и в-третьих, ему некогда, он очень занят… не относящимися к работе делами.

Каков характер ротации кадров в вашей организации? (отделе, группе)

Имитаторы часто говорят о том, что они уволятся. Иногда даже ходят на собеседования и собирают вещички (показно раздавая своё добро). Но увольняются они кране редко, намного реже, чем люди, которые работают. Оно и понятно, имитатору не хочется менять своё болотце на бурный рабочий поток. Кроме того, в глубине души, имитатор понимает, что растерял уже почти все свои навыки и ничего интересного из себя не представляет.

В коллективе, больном ИБД, ротация кадров имеет такой характер: Есть «костяк», почти полностью состоящий из имитаторов. Тут люди работают по 10 лет. И есть постоянно текущие сотрудники, которые приходят, разбираются в чём дело и сваливают. Такие люди держатся 1-2 года.

Этот признак не очень надёжный (поэтому он в конце). Подобная ситуация с кадрами может быть вызвана и другими причинами (впрочем, тоже не очень хорошими). Однако, если вы узнаете, что характер смены кадров именно таков — это повод задуматься.

Всем успехов! Умных начальников, интересных задач, профессионального роста и много-много удовольствия от работы! 🙂

(источник habrahabr.ru)