Людмила Федан химик-аналитик :
“Я здесь у вас в редакции являюсь как бы полномочным представителем своего брата, Геннадия Ивановича Федана. Он у меня механик и изобретатель, у него много своих разработок. Его особое увлечение — автомобиль. По специальности он горный инженер, выпускник Донецкого политехнического института. Работал одно время механиком по обслуживанию спидвейных гонок, тогда и познакомился с использованием метанола. У него мальчишки растут, он с ними занимался и авиамодельным спортом, где также применяется это топливо.
Лет восемь как мы начали использовать метанол в автомобиле. В течение первых двух лет мы боролись с коррозией. Образовывался конденсат воды, нужно было как-то это нейтрализовать. В основном коррозия поражала поршневую систему. В “Запорожце” сам двигатель чугунный, а карбюратор дюралевый. Поршневая же система стальная. Подвергались коррозии клапана, седла клапанов. Мы пробовали добавлять касторовое масло. Оно значительно повышает компрессию. Авиамоделисты, например, применяют метанол, добавляя 15% касторового масла. Но идет большая коррозия: после каждого использования этой смеси надо все промывать. Мы спаслись от этого добавлением авиационного масла. На 20 литров метанола мы добавляем 50г авиационного масла МС-20. Наши традиционные автомобильные масла при сгорании образуют нагар. Горят клапана. Из-за конденсата идет большая коррозия. Авиационное масло обладает большей вязкостью, не дает смачиваться поверхности и благодаря этому не происходит коррозии. К смеси можно добавлять касторовое масло в количестве 15% от общей массы.
Итак, в смеси 5 процентов масла МС-20, 15% касторового масла, остальное вещество – метанол. Должна сказать, что метанол во многих отношениях очень привлекателен как автомобильное топливо. С применением его значительно снижается температура двигателя. Кстати у нас двигатель старый, порядком изношенный, а с метанолом работает прекрасно. На оборотах выше средних есть смысл добавлять воду. В этом случае увеличивается топливный заряд двигателя. Мы пока экспериментально уточняем дозировку. Брат разрабатывает установку, чтобы была дозированная добавка воды в зависимости от режима работы двигателя. Как только идут высокие обороты, начинается впрыскивание. Допустим, по какой-то причине вам необходимо временно или постоянно перейти на бензин. Для этих случаев брат упростил регулировку жиклера главной топливной системы. Дело в том, что под метанол сечение нужно увеличивать. Если оставить жиклер каким был он для бензина, то при использовании метанола будет падать мощность. Чтобы этого не происходило, нужно увеличить сечение жиклера, и двигатель заработает прекрасно. Зимой двигатель с метанолом запускается гораздо легче, чем на бензине, буквально в течение нескольких секунд. Детонации нет вообще.
Еще один положительный момент. Часто приходилось оказывать помощь владельцам “Жигулей”, у которых образовывалась ледяная пробка в топливной системе. Это сейчас бывает сплошь и рядом. Продают бензин, разбавленный водой. На глаз это не определить. Человек купил, залил — и все. Зимой образуется ледяная пробка. Приходится разбирать двигатель, все это промывать (прим. Ред. “А можно просто в теплый гараж поставить машинку”). Автомобилисты тратят на это до двух суток. Между тем, ликвидировать пробку можно буквально в течение двух часов. Брат берет два литра метанола, заливает в топливную систему и пробка растворяется. Без разборки двигателя. Мы ищем контактов со всеми “метанольщиками” для обмена идеями и достижениями на этом заманчивом пути”.