Apple и Adobe объединяют долгие взаимоотношения. По сути, мы встретились с основателями Adobe, когда их компания базировалась в пресловутом гараже. Apple стала первым крупным клиентом Adobe, использовав их язык Postscript для нашего нового принтера LaserWriter. Apple инвестировала в Adobe и владела примерно 20% акций компании в течение многих лет. Обе компании работали бок о бок над формированием индустрии компьютерного издательства и это были «золотые годы». С того времени, компании отдалились друг от друга. Apple прошла через «клиническую» смерть, а Adobe вышла на корпоративный рынок со своей продукцией Acrobat. Сегодня две компании по-прежнему работать вместе, чтобы совместно обслуживать творческой клиентов — маководы покупают около половины продукции Adobe Creative Suite — но помимо этого есть несколько общих интересов.
Я хотел описать некоторые наши мысли об адобовском продукте Flash с тем, чтобы наши клиенты и критики смогли лучше понять, почему мы не разрешаем Flash на iPhone, iPod и iPad. Adobe характеризует наше решение как, в первую очередь, продиктованное бизнес-логикой — якобы мы хотим защитить App Store — но в действительности оно основано на технологических проблемах. Adobe утверждает, что мы закрытая система, и что Flash является открытым, но дела обстоят с точностью до наоборот. Позвольте мне объяснить.
Во-первых, что понимать под «открытостью»
Флеш на 100% является собственностью Adobe. Только Adobe предоставляет доступ к флеш и только Adobe имеет исключительные полномочия в отношении его дальнейшего развития, ценообразования и т.д. И хотя продукты Adobe Flash широко доступны, это совершенно не означает их открытость, поскольку они находятся под полным контролем Adobe и доступны только от Adobe. Как ни крути, Flash попадает под определение замкнутой системы.
Apple тоже имеет множество проприетарных продуктов. Несмотря на то, что операционная система для iPhone, iPod и iPad является собственностью компании, мы твердо убеждены, что все стандарты, относящиеся к веб, должны быть открыты. Вместо того чтобы использовать Flash, Apple взяла на вооружение HTML5, CSS и JavaScript, каждый из которых является открытым стандартом. Все мобильные устройства Apple содержат высокоэффективные, но не требующие большого расхода энергии реализации этих открытых стандартов. HTML5, новый веб-стандарт, который был принят Apple, Google и многими другими, позволяет веб-разработчикам создавать передовую графику, типографику, анимацию и переходы, не полагаясь на подключаемые плагины браузера сторонних разработчиков (например, Flash). HTML5 является полностью открытым, он контролируется Комитетом по стандартам, членом которого является и Apple.
Apple даже создает открытые стандарты для Интернета. К примеру, Apple начал с маленького проекта с открытым исходным кодом и создал WebKit, полностью опен-сорсный движок рендеринга HTML5, который является «сердцем» Safari и используется во всех наших продуктах. WebKit получил широкое распространение. Google использует его для своих браузеров, Palm использует его, Nokia использует его, даже RIM (Blackberry) объявили, что будут использовать его в будущем. Почти каждый веб-браузер в смартфонах, кроме Microsoft, использует WebKit. Сделав WebKit открытым, Apple установила стандарт для мобильных браузеров.
Во-вторых, проблема «всего веба»
Adobe неоднократно заявляли, что мобильные устройства Apple не смогут получить доступ ко «всему вебу», потому что 75% интернет-видео воспроизводится через Flash. Но они не говорят, что почти все видео также доступно в более современном формате H.264, что дает возможность его просматривать на iPhone, iPod и iPad. YouTube, содержащий по оценкам 40% интернет-видео, блистает в стандартном приложении, входящим в комплект всех мобильных устройств Apple, а iPad предлагает, пожалуй, лучшую возможность просмотра YouTube когда-либо. Добавьте к нему видео с Vimeo, Netflix, Facebook, ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPR, New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People, National Geographic и многих других. Пользователи iPhone, iPod и iPad пропускают не так много видео.
Вторая претензия Adobe заключается в том, что устройства Apple не позволяют играть во флеш игры. Это правда. К счастью, в App Store есть более 50 000 игр и развлекательных приложений, многие из них являются бесплатными. Это больше, чем для любой другой платформы в мире.
В-третьих, проблемы надежности, безопасности и производительности
Symantec недавно подчеркнул, что в 2009 году у Flash наихудшая ситуация с безопасностью. Мы также знаем из первых рук, что Flash является основной причиной проблем стабильности Маков. Мы работаем с Adobe над устранением этих проблем, но на протяжении нескольких лет прогресса нет. Мы не хотим уменьшить надежность и безопасность наших iPhone, iPod и iPad, добавив туда Flash.
Кроме этого, Flash медленно работает на мобильных гаджетах. Мы регулярно просили Adobe показать нам хорошую производительность Flash на мобильном устройстве, любом мобильном устройстве, в течение нескольких лет. Но мы не увидели этого. Adobe публично заявили, что Flash придет на смартфоны в начале 2009 года, затем во второй половине 2009 года, потом в первой половине 2010, теперь они говорят, что это случится во второй половине 2010 года. Мы уверены, что это в конечном итоге произойдет, но мы также рады, что не стали дожидаться этого момента. Кто знает, как оно будет работать?
В-четвертых, срок службы батареи
Чтобы достичь длительного время автономной работы при воспроизведении видео, мобильное устройство должно декодировать его аппаратно; программное декодирование требует слишком много энергии. Многие чипы в современных мобильных устройствах содержат декодер, называющийся H.264, — это промышленный стандарт, который используется в каждом Blu-ray плеере и был принят Apple, Google (YouTube), Vimeo, Netflix и многими другими компаниями.
Несмотря на то, что в Flash недавно добавлена поддержка H.264, видео практически на всех флеш-сайтах в настоящее время требует декодера старшего поколения, который не реализован в мобильных чипах и должен быть запущен через ПО. Разница очевидна: H.264 видео на iPhone воспроизводится до 10 часов без перерыва, а программное декодирование может исчерпать аккумулятор всего за 5 часов.
Когда сайты перекодируют свое видео в H.264, они смогут предлагать их просматривать вообще без использования Flash. Safari от Apple и Chrome от Google могут проигрывать такие видео-ролики без каких-либо плагинов, и они отлично смотрятся на iPhone, iPod и iPad.
В-пятых, проблема с управлением (мультитач)
Flash предназначен для компьютера с мышью, но не для сенсорных экранов и пальцев. Например, многие флеш-сайты предлагают пользователям эффект «rollover», когда элементы страницы показывают всплывающие меню или другие элементы после наведения на них указателя мыши. Революционной сенсорный интерфейс от Apple не использует мышь, в нем нет концепции «rollover». Поэтому большинство флеш-сайтов должны быть переписаны для поддержки сенсорных устройств. Но уж если разработчики начнут переписать свои сайты, почему бы сразу не воспользоваться современными технологиями HTML5, CSS и JavaScript?
Даже если iPhone iPod и iPad поддерживал Flash, это не решило бы проблему. Большинство флеш-сайтов все равно должны быть переделаны для поддержки сенсорных устройств.
В-шестых, самая важная причина
Кроме того, что Flash является закрытым и проприетарным, имеет серьезные недостатки технического характера и не поддерживает сенсорные устройства, есть еще одна, более важная, причина, почему мы не можем допустить Flash на iPhone, iPod и iPad. Мы обсудили недостатки использования флеш для воспроизведения видео и интерактивного контента с веб-сайтов, но Adobe также хочет, чтобы разработчики использовали Flash для создания приложений для наших мобильных устройств.
Мы знаем из печального опыта, что допуск третьего участника в процесс создания приложений между платформой и разработчиком в конечном итоге приводит к несоблюдению стандартов, препятствует укреплению и прогрессу платформы. Разработчик, зависящий от библиотек и инструментов третьих лиц, сможет использовать усовершенствования платформы только в том случае, если третья сторона согласится принять и реализовать новые возможности. Мы не можем зависеть от решения когда и как третьи лица донесут наши усовершенствования нашим разработчикам.
Еще хуже, если третья сторона пытается продвинуть кросс-платформенные инструменты для создания приложений. Ведь третьи лица не смогут применить преимущества одной платформы, пока они не станут доступными на всех поддерживаемых платформах. Таким образом разработчики имеют доступ только к наименьшему общему знаменателю из набора функций. Опять же, мы не можем согласиться с тем, что наши разработчики будут отстранены от использования всех нововведений и усовершенствований, поскольку они не доступны на платформах наших конкурентов.
Flash, как раз, является кросс-платформенным инструментом разработки. Цель Adobe заключается не в том, чтобы помочь разработчикам писать лучшие приложения для iPhone, iPod или iPad, а в том, чтобы помочь разработчикам создавать кросс-платформенные программы. Adobe мучительно медленно принимает все усовершенствования платформы Apple. К примеру, Mac OS X существует уже почти 10 лет, а Adobe только две недели назад полностью перешли на Cocoa в своем CS5. Adobe стал последним крупным разработчиком, который в полной мере адаптировался к Mac OS X.
Наша мотивация проста — мы хотим предоставить самую передовую и инновационную платформу для наших разработчиков, и мы хотим, чтобы они стояли непосредственно на плечах у этой платформы, создавая лучшие приложения в мире. Мы хотим постоянно улучшать платформу, чтобы разработчики могли создать еще больше удивительных, мощных, интересных и полезных приложений. Выигрывают все — мы продаем больше устройств, потому что у нас лучшие приложения, разработчики получают более широкую аудиторию клиентов, а пользователи продолжат восхищаться лучшим и наиболее широким выбором приложений на нашей платформе.
Выводы
Flash был создан в эпоху ПК — для компьютеров с мышью. Flash является успешным бизнесом для Adobe, и мы можем понять, почему они хотят протолкнуть его за пределы ПК. Но мобильная эпоха — это устройства малой мощности, сенсорный интерфейс и открытые веб-стандарты — в каждой из этих областей Flash отстает.
Лавина интернет-СМИ уже предлагают свой контент для мобильных устройств Apple, это показывает, что Flash больше не является необходимым для просмотра видео или потребления веб-содержимого. И 200 тысяч приложений в App Store доказывает, что Flash не является необходимым для десятков тысяч разработчиков, чтобы создавать насыщенные графикой приложений, включая игры.
Новые открытые стандарты, созданные в мобильную эпоху, таких как HTML5, победят на мобильных устройствах (и ПК тоже). Пожалуй, Adobe пора уделять больше времени созданию прекрасных инструментов для HTML5, и меньше критиковать Apple за то, что оставила прошлое позади.
Стив Джобс
Апрель, 2010.